Главная / Учебные программы / Авторские программы с получением сертификата / Формирование навыка бесконфликтной адаптации к стрессору для преподавателей высшей школы

Формирование навыка бесконфликтной адаптации к стрессору для преподавателей высшей школы

 

Мастер-класс:

Формирование навыка бесконфликтной адаптации к стрессору

для преподавателей высшей школы

 

Аннотация:

В курсе раскрывается бесконфликтный способ преодоления стрессоров в общении вузовских преподавателей и студентов, в рамках психологической подготовки, с помощью развития способности к системному стилю мышления. Разработан дистанционный способ ускоренного освоения учебного материала в режиме On-line, основанный на индивидуальном подходе, простоте освоения учебного материала и контроле результатов обучения с помощью Компьютерной Интерактивной поддержки Обучения мобильной связью (КИП-М). Благодаря формированию системного стиля мышления появляется качественно новый системный эффект, выраженный в бесконфликтной адаптации личности преподавателя к проблемной ситуации в учебном процессе.

 

Методика:

Один из стрессоров в системе высшей школы, является конфликтное общение. На сегодня остро стоит проблема неэффективности общения между вузовскими преподавателями и студентами, проявляющаяся в спонтанном реагировании обеих сторон на сложную, порой конфликтную ситуацию учебного процесса в высшем учебном заведении и приводящую к эмоциональному «выгоранию» личности преподавателя. 

 

Вероятной причиной низкой эффективности общения в проблемной ситуации может являться использование преподавателем спонтанных механизмов психологических защит и неэффективных стилей мышления, что приводит к неосознанному реагированию и конфликтному общению между преподавателем и студентом. 

 

Главной функцией механизмов психологической защиты является сохранение позитивного образа «Я» преподавателя при любых угрожающих изменениях внешней среды общения. Образование неэффективных форм защитного поведения непосредственно связано с первым отрицательным опытом спонтанного самовыражения преподавателя в конфликтной ситуации общения со студентами. Повторение таких ситуаций в практике преподавателя часто приводит к «эмоциональному выгоранию» специалиста. Для того чтобы преодолеть синдром «эмоционального выгорания» в работе преподавателя - ему необходимо наработать навык осознанной саморегуляции психических состояний, то есть развить адаптивные способности. 

 

Развитие адаптивных способностей основано на следующих принципах:

  • всякая психическая деятельность есть реализация единства приспособительной и преобразовательной функций личности. Их сочетание в развитии личности определяет ее поведенческую активность;
  • среди факторов, способствующих развитию адаптивных способностей преподавателя новой формации, мы выделяем становление и функционирование в учебной деятельности рефлексивно-мотивационных процессов сознания, приводящих в действие высшие адаптивно-защитные психологические механизмы личности;
  • приспособление и защита, переходящие в осознанное преодоление, - это целенаправленный процесс, характеризующийся высшей формой личностной активности преподавателя, его адаптивными способностями, наличием системного стиля мышления.

 

На базе перечисленных принципов, в рамках психологической подготовки вузовских преподавателей новой формации, ставится задача развить способность к системному стилю мышления, что приведет к использованию ими высших адаптивнозащитных психологических механизмов, сформирует высокий уровень осознанной активности личности преподавателя, доминирующей в сложной ситуации учебного процесса высшей школы.

 

В рамках системы НФТМ-ТРИЗ (непрерывного формирования творческого мышления) разработан дистанционный способ ускоренного освоения учебного материала в режиме On-line по развитию системного стиля мышления у преподавателей, основанный на индивидуальном подходе, простоте освоения учебного материала и контроле информации.

 

Разработанные модули по развитию системного стиля мышления с учебным материалом и заданиями представлены последовательно в следующем порядке: модуль преодоления психологической инерции, модуль саногенного стиля мышления, модуль идеалистического стиля мышления, модуль синтетического стиля мышления, модуль прагматического стиля мышления, модуль реалистического стиля мышления, модуль аналитического стиля мышления, модуль творческого стиля мышления.

 

Именно, благодаря формированию системного стиля мышления, появляется качественно новый системный эффект, выраженный в бесконфликтной адаптации личности преподавателя к проблемной ситуации в учебном процессе, что обеспечивает саморазвитие и самореализацию личности преподавателя.

 

При освоении всех этих стилей мышления в процессе обучения, обеспечивается строгая последовательность освоения составляющих системного мышления стилей, как средств адаптации в проблемных ситуациях:

  • эмоциональные средства адаптации (саногенный стиль мышления);
  • коммуникативные средства адаптации (аналитический, прагматический, идеалистический, реалистический, синтетический стили мышления);
  • креативные средства адаптации - творческий стиль мышления.

 

Обучение средствам адаптации (эмоциональных состояний) предусматривает овладение преподавателем саногенного стиля мышления и механизма управления эмоциями с помощью изучения специального модульно-кодового учебного пособия «Управление переживанием ОБИДЫ, ВИНЫ, СТЫДА, СТРАХА НЕУДАЧ».

 

Обучение средствам адаптации (коммуникативным) предусматривает овладение преподавателем пятью стилями мышления - аналитическим, прагматическим, идеалистическим, реалистическим, синтетическим с помощью предлагаемого способа.

 

Обучение средствам адаптации (креативным) предусматривает самостоятельное овладение арсеналом интеллектуальных инструментов и механизмов ТРИЗ, которое приводит к нестандартному, бесконфликтному решению проблемных ситуаций.

 

Базовым средством адаптации в изучении каждого стиля мышления является технология по преодолению психологической инерции (ППИ), которое необходимо в освоении любого стиля мышлениях).

 

Предлагаемая технология обучения КИП-М (система компьютерной интеллектуальной поддержки на основе мобильной связи) формирует бесконфликтную и ресурсную личность преподавателя новой формации, за счет ускоренного приобретения навыка системного стиля мышления, что позволит ему преодолеть психологическую инерцию мышления и сублимировать свою жизненную энергию в творчество. Эго приведет к сознательной регуляции поведения личности преподавателя в стрессовой ситуации.

 

Эти средства адаптации предусматривают предоставление педагогу возможности саморазвития и самореализации за счет нестандартного мышления с использованием интеллектуальной мобильной поддержки на основе предлагаемого дистанционного способа On-line обучения (сотовый телефон, книга, компьютер).

 

Предлагаемое дистанционное On-line обучение преподавателей системному стилю мышления дает возможность организовать и развить сознательную, непроизвольную деятельность личности преподавателя при решении проблемных (стрессовых ситуаций) в учебном процессе.

 

Сформированная у преподавателя высшей школы способность к эффективной адаптации и бесконфликтному решению противоречий, путем саморазвития системного стиля мышления, блокирует возникновение хронического эмоционального стресса, приводящего личность к эмоциональному «выгоранию», хронической усталости, агрессии, ошибочным решениям. Они становятся более коммуникабельными и адекватными в любой проблемной ситуации. 

 

Сознательное изучение компонентов системного стиля мышления с помощью Компьютерной Интерактивной поддержки обучения мобильной связи (КИП-М) преодолевает стереотипы мышления личности преподавателя в проблемной ситуации и приводит его к бесконфликтному разрешению многих противоречий участников учебного процесса высшей школы, что выражается в следующих аспектах:

  • психологический аспект — реализована новая возможность обработки эмоционального стресса, требующая от преподавателя не просто «изменения взглядов на жизнь», а в первую очередь глубокой личностной трансформации и новых навыков сознательной регуляции поведением. За счет сформированости у преподавателя системного стиля мышления с помощью актуальной и доступной формы мобильной связи, естественные внутренние механизмы «переработки» стресса - эмоции и механизмы психологической защиты личности, начинают эффективно работать и справляться с большим количеством проблем, предъявляемых современной жизнью, ее темпом;
  • медицинский аспект — системный стиль мышления является средством снятия хронического стресса и управляет эмоциями в проблемной ситуации. За счет сформированного системного стиля мышления улучшается качество жизни и эмоциональное здоровье личности преподавателя;
  • социальный аспект - системный стиль мышления приводит к бесконфликтному разрешению любых проблем и эффективности в достижении результативности личности преподавателя новой формации;
  • педагогический аспект — освоение системного стиля мышления с помощью предлагаемого способа приводит к повышению мотивации и профессионального интереса преподавателя к процессу обучения и бесконфликтному общению.

 

Таким образом, инновационный подход в психологической подготовке преподавателей заключается в формировании у преподавателя системного стиля мышления, который обеспечивает бесконфликтность общения в проблемных ситуациях учебного процесса.

 

Стоимость: 

 

Продолжительность курса: 

 

Мастер-класс проводит:

 

 

*Для оформления заявки на обучение нажмите кнопку "Оформить заявку" в правой стороне экрана. В тексте сообщения укажите название Программы обучения, свой контактный телефон и адрес электронной почты для обратной связи. Наши сотрудники свяжутся с Вами в кратчайшие сроки.